Екатерина Кузьмина: «Общественный капитал - это стратегический ресурс страны»
Как индексы и рейтинги в области устойчивого развития помогают бизнесу развиваться, по каким критериям государство и общество оценивают степень социальной ответственности компаний, почему общественный капитал стоит рассматривать как важный актив компании и насколько сегодня бизнес вовлечен в социальные и экологические инициативы – мы обсудили с председателем Экспертного совета ЭКГ-рейтинга Екатериной Кузьминой.

Сегодня успешный бизнес измеряется не только прибылью, но и его вкладом в устойчивое развитие страны. Финансовая отчетность по-прежнему важна, но инвесторы, потребители и регуляторы всё чаще оценивают компании через призму их социальной ответственности и качества управления.
В России уже действует официальный ГОСТ Р 71198-2023 по индексу деловой репутации — ЭКГ-рейтинг ответственного бизнеса. Создан экспертный совет, который я возглавила по предложению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игоря Олеговича Щеголева. Сегодня этот рейтинг стал не просто индикатором, а механизмом координации усилий государства и бизнеса для достижения общих целей. Особенно важно, что синхронизация Стандарта общественного капитала бизнеса с данными ЭКГ-рейтинга позволяет Стандарту опираться на достоверную информацию и комплексно оценить вклад компании в развитие общества. Доля ЭКГ-рейтинга в общей оценке Стандарта занимает треть и необходимо обеспечить, чтобы все рекомендации, стандарты соотносились между собой и не дублировали друг друга.
Методология Стандарта общественного капитала включает динамические показатели, отражающие динамику изменений различных процессов в компаниях. Объединение двух подходов: ЭКГ-рейтинга и Стандарта общественного капитала - дает возможность получать более полную картину, учитывая как финансовые, так и нефинансовые показатели компаний.
Важно понимать, что индексы и рейтинги в области устойчивого развития - это не просто модный тренд, а система независимой оценки управленческих практик, основанная на раскрытии нефинансовой информации. Они дают бизнесу четкие ориентиры для развития в новых экономических реалиях.
Современное общество предъявляет бизнесу новые требования. Потребители и государство все чаще оценивают компании через призму их социальной ответственности: создают ли они достойные рабочие места, поддерживают ли местные сообщества, соблюдают ли экологические стандарты. Все чаще перед компаниями стоит непростой выбор: либо адаптироваться к новым требованиям, либо рисковать потерей репутации, инвестиционной привлекательности и даже позиций на рынке. Российский бизнес уже получил все необходимые инструменты для этой трансформации - остается грамотно ими воспользоваться.

По Вашему мнению, что такое общественный капитал?

На мой взгляд, общественный капитал — это совокупность нематериальных, но критически важных ресурсов, которые складываются в обществе благодаря взаимодействию государства, бизнеса и граждан. Я говорю о таких вещах, как доверие между людьми, прочные социальные связи, готовность поддерживать друг друга, чувство ответственности за общее дело и солидарность — и в обществе, и внутри организаций.
Общественный капитал — это своего рода «социальный клей», который держит всё вместе. Именно он создаёт среду, в которой возможны устойчивое развитие и долгосрочные экономические процессы. Там, где высокий уровень доверия — к институтам, власти, друг к другу — проще вести диалог, быстрее принимать решения, активнее развивать предпринимательство и, в конечном счёте, привлекать инвестиции.
Важно понимать, что сегодня общественный капитал — это не философская категория, а вполне конкретный актив. Его можно измерять, им можно и нужно управлять. Без него экономический рост, даже если он есть, оказывается хрупким и недолговечным. А вот когда за ростом стоят доверие, инвестиции в людей, в образование, в экологию и в будущее поколение — тогда это уже устойчивое развитие. Такое, которое работает в долгую и снижает риски.
По сути, общественный капитал — это стратегический ресурс страны. Он не только отражает уровень зрелости общества, но и напрямую влияет на его способность развиваться стабильно и безопасно.

Существует ли в настоящее время запрос как со стороны крупного бизнеса, так и со стороны МСП на прохождение оценки общественного капитала?

Запрос на оценку общественного капитала сегодня существует и уверенно набирает силу. Мы видим, что крупный бизнес выступает драйвером: многие корпорации уже участвуют в ЭКГ-рейтинге, включают общественную активность в свои стратегии и теперь имеют возможность перейти к оценке по Стандарту общественного капитала бизнеса. Прохождение такого рода оценок— это логичный шаг, позволяющий системно управлять репутацией, выстраивать диалог с обществом и государством, усиливать позиции в регионах и получать доступ к государственной поддержке. Но что особенно важно — крупный бизнес начинает транслировать вышеперечисленные стандарты на своих поставщиков, включая критерии деловой репутации и устойчивости в свои закупочные процедуры. Таким образом, в цепочках поставок формируется новый уровень требований, в который неизбежно приходится встраиваться малому и среднему бизнесу. МСП, в свою очередь, начинает осознавать, что репутация и социальная ответственность — это уже не «по желанию», а фактически новый стандарт доступа к рынкам. Особенно если ты хочешь быть частью цепочек поставок крупных компаний. Поэтому у малого бизнеса появляется понятный и практический интерес к инструментам, позволяющим продемонстрировать зрелость, надежность и ценность как партнёра.
Да, запрос со стороны МСП пока на стадии формирования, и здесь ещё нужна серьёзная информационная работа: важно объяснять, какие преимущества даёт участие в ЭКГ-рейтинге, Стандарте общественного капитала и других индексах, как они влияют на деловую устойчивость, узнаваемость и конкурентоспособность. Но уже сейчас есть яркие примеры — предприниматели, которые вкладываются в развитие социальной и экологической повестки, выстраивают отношения с местными сообществами, и делают это осознанно, с долгосрочным прицелом.
В целом можно сказать, что именно крупный бизнес запускает тренд, а МСП всё активнее подхватывает его, адаптируя свои стратегии и усиливая фокус на деловой репутации. Это важный сдвиг, который открывает дорогу к формированию новой предпринимательской культуры — где вклад в общественный капитал становится не просто «хорошим тоном», а фактором роста и выживания на рынке.

Как вы можете оценить изменения в динамике роста числа компаний, сдающих нефинансовую отчетность, за последние пять лет?

Уже давно компании реализуют инициативы общественного капитала через свои программы корпоративной ответственности, и существенной динамики роста за последние пять лет мы не наблюдали. Компании, которые начали публиковать нефинансовую отчётность раньше — в основном крупный бизнес с международными связями и опытом — в целом продолжают это делать. А вот новых участников в этой практике пока прибавилось незначительно. Это во многом связано с тем, что у российского бизнеса до недавнего времени просто не было чётких стимулов для подготовки и публикации нефинансовой отчётности. Отсутствие регуляторных требований, слабая информированность о выгодах, недостаток экономических мотиваций — всё это сдерживало процесс.
Ситуация начинает меняться. С ростом внимания к теме устойчивого развития, социальной ответственности и общественного капитала появляются новые стимулы и инструменты поддержки со стороны государства. Так, за два года ЭКГ-рейтинг охватил 7 миллионов компаний и ИП — это 95% всех хозяйствующих субъектов. Более 500 компаний прошли анкетирование. Уже существуют меры поддержки для лидеров рейтингов, пользующиеся спросом, а дальнейшему расширению практики будут способствовать новые формы отчётности, а также стимулы в виде доступа к госзакупкам, программам поддержки и улучшения деловой репутации. Это указывает на то, что нефинансовая отчётность становится важным элементом экономической устойчивости.
Значимым шагом в этом направлении станет готовящееся постановление Правительства РФ «О Стандарте общественного капитала бизнеса», разработанное Минэкономразвития и АНО «Общественный капитал», оно сделает процесс нефинансовой отчетности более прозрачным и управляемым. А самое главное — публикация такой отчетности должна увязываться с возможностью получения преференций, в том числе при участии в закупках, проектах развития территорий и программах господдержки. Крупный бизнес, как и прежде, остаётся в числе лидеров. У них уже выстроены внутренние процессы, они работают в международных цепочках поставок и понимают ценность нефинансовой отчетности — как репутационного, так и стратегического актива. Но сегодня тренд начинает понемногу смещаться и в сторону компаний среднего уровня, которые раньше не рассматривали такую отчётность как обязательную.
Таким образом, мы стоим не столько перед фактом бурного роста, сколько на пороге качественного сдвига: когда нефинансовая отчетность из добровольной практики отдельных игроков превращается в элемент новой нормы. Поддержка со стороны государства, развитие системы оценки общественного капитала, рост запросов со стороны крупных корпораций — всё это постепенно формирует новую культуру прозрачности и ответственности в бизнес-среде. И в ближайшие годы мы увидим более устойчивую динамику.

Какой процент компаний, по Вашему мнению, на сегодняшний день принимает участие в реализации инициатив общественного капитала?

Общественный капитал через свои инициативы стремится внедрять принципы социальной ответственности в деятельность компаний. Изначально концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) охватывала широкий спектр мероприятий, направленных на благо общества. Со временем она трансформировалась в более комплексную повестку устойчивого развития, а сегодня на первый план выходит концепция ответственного бизнеса, интегрирующего экологические, социальные и управленческие принципы в стратегию компании.
Более 70% владельцев бизнеса принимали участие в благотворительности за последние два года (данные исследования Минэкономразвития и Сбера). Практически все крупные компании включают цели устойчивого развития и КСО в свою стратегию, а   инвесторы говорят, что их волнуют экологические и социальные проблемы, поскольку внимание к ним может повысить доходность или снизить риски.
Хорошим примером служит компания СИБУР, которая недавно подвела итоги пятилетней стратегии устойчивого развития и представила новые цели до 2030 года. Досрочно выполнив ключевые показатели предыдущей стратегии, СИБУР сегодня ориентируется на: развитие человекоцентричных подходов; применение экологически чистых технологий; сохранение экосистем и биоразнообразия; повышение экологичности производства и продукции. В сегменте крупного бизнеса наблюдается высокая степень вовлечённости в инициативы устойчивого развития, особенно в таких сферах, как «зелёные» цепочки поставок, где участие в проектах социальной и экологической ответственности становится не просто добровольным выбором, а обязательным условием для продолжения партнёрства.
Что касается малого и среднего предпринимательства (МСП), то здесь ситуация несколько иная. Вовлечённость в повестку устойчивого развития у МСП традиционно ниже, чем у крупных компаний, что связано с ограниченными ресурсами и меньшей регуляторной нагрузкой. Тем не менее, всё больше представителей МСП начинают осознавать важность устойчивого развития и социальной ответственности как инструментов повышения конкурентоспособности и доверия со стороны клиентов и партнёров.
Таким образом, можно констатировать, что большинство крупных компаний сегодня активно реализуют инициативы общественного капитала, интегрируя их в свою долгосрочную стратегию развития, а среди МСП наблюдается тенденция к постепенному расширению вовлечённости в эти процессы.

С какими сложностями могут столкнуться компании на пути оценки по Стандарту общественного капитала?

Как и при запуске любой новой системы, компании могут столкнуться с рядом сложностей при прохождении оценки по Стандарту общественного капитала. В первую очередь это трудозатраты на сбор и оформление данных, особенно если процессы не автоматизированы. Для малого и среднего бизнеса это может стать заметной нагрузкой.
На мой взгляд, правильно, что в основе Стандарта заложены решения, снижающие эту нагрузку. Например, учет ЭКГ-рейтинга в методологии Стандарта общественного капитала бизнеса и интеграция с государственными системами (ФНС, СФР) позволит частично автоматизировать сбор данных. Это важный шаг в сторону удобства и масштабируемости. Кроме того, наличие динамических показателей позволяет более объективно оценивать компании.
Также считаю верным подход с дифференциацией требований: для МСП предусмотрен сокращённый перечень показателей, но с сохранением всех ключевых направлений — от участия в нацпроектах до экоповестки. Это даёт целостную картину без перегрузки.
Важно, что оценка строится на относительных показателях и динамике, а не на абсолютных цифрах. Это позволяет учитывать реальные усилия компаний, независимо от их масштаба.
И, конечно, методическая поддержка и обучение — ещё один важный элемент. Уже есть семинары и рекомендации, и если это направление будет развиваться, бизнесу будет проще встраиваться в процесс. В целом, я считаю, что Стандарт строится с пониманием реалий и делает акцент не на отчётности ради отчётности, а на создании инструмента, который может действительно помочь бизнесу расти и быть услышанным.
Общественный капитал в Телеграм
Made on
Tilda