В чем преимущества Стандарта общественного капитала и как он может помочь компаниям расставить приоритеты, какую поддержку от государства ожидает крупный бизнес, и когда нужно начинать готовиться к формированию нефинансовой отчетности обсудили с исполнительным директором дирекции по ESG Сбербанка Иваном Барсола.Компании все чаще осознают важность вклада в развитие общества и сохранение окружающей среды. В этом контексте концепция «общественного капитала» становится ключевым инструментом оценки и повышения ответственности бизнеса. Сегодня у нас в гостях эксперт, который расскажет о том, как разрабатываемый Стандарт общественного капитала помогает компаниям систематизировать свои усилия, повысить прозрачность и укрепить доверие клиентов и партнеров. Мы обсудим, какие вызовы стоят перед бизнесом на пути к устойчивому развитию, и как новые механизмы поддержки и оценки могут изменить бизнес-практики в России.По Вашему мнению, что такое общественный капитал?Понятие «общественный капитал» включает в себя сумму любых воздействий бизнеса на общество и на природу. Попытки оценить это влияние, выходящее за рамки существующей финансовой отчетности, предпринимаются давно. Есть много теоретических исследований, различных методологий и практических инструментов. Однако на практике компании сталкивались с рядом сложностей, которые не позволяли широко применять предлагаемые подходы. Стандарт общественного капитала, который разрабатывается и апробируется в настоящее время, кажется, учитывает ограничения, и направлен на широкое применение как крупными, так и средними и малыми компаниями.
Существует ли в настоящее время запрос со стороны крупного бизнеса на прохождение оценки общественного капитала? Крупный бизнес очень заинтересован в признании результатов и достижений. В то же время для компаний важно определять приоритеты и правильно формулировать цели в рамках работы, которую они ведут. Разрабатываемый Стандарт общественного капитала может сыграть очень важную роль. Ну, и, конечно же, не стоит забывать про стимулирующие меры. Думаю, не нужно говорить, что весь рынок уже давно находится в ожидании таких мер.
Может ли соответствие Стандарту общественного капитала повлиять на имидж компании и лояльность потребителей?Если мы говорим о российском рынке в целом, то следует помнить, что потребители и клиенты очень разные. Так, среди более трех миллионов клиентов юридических лиц Сбера, есть определенное количество компаний, которые очень внимательно следят именно за такой стороной имиджа. При этом для многих крупных компаний статус социально-ответственного бизнеса уже является не достижением, а в некотором смысле обязательством и неотъемлемой частью собственного образа компании.
Какие меры поддержки могут быть наиболее востребованы у крупного бизнеса? Крупный бизнес часто сталкивается с настолько масштабными задачами, что их решение требует участия государства. Любые действующие механизмы, позволяющие софинансировать крупные социальные или экологические проекты, были бы очень полезны. Банки готовы стать инструментом быстрой и эффективной передачи такого софинансирования.
ПАО «Сбербанк» одна из крупнейших компаний в России, которая ведет активную деятельность в сфере устойчивого развития и ежегодно сдает нефинансовую отчетность. Расскажите, легко ли было собрать данные для прохождения апробации по Стандарту общественного капитала? Мы ведем постоянную и системную работу по совершенствованию наших внутренних процессов по сбору, обработке и публикации данных. Имея многолетний опыт подготовки нефинасовой отчетности, мы хорошо понимаем, какую большую работу проделала команда, занимающаяся разработкой Стандарта. В рамках апробации мы подготовили и передали не только данные, но и наш опыт и предложения по улучшению анкеты. В том числе, мы обозначили ряд показателей, для которых компаниям придется создавать новые системы учета. Это для компаний является самым сложным, так как требует времени и дополнительных ресурсов.
Какие самые значимые проекты или инициативы были реализованы ПАО «Сбербанк» в направлении устойчивого развития? Сбербанк ведет работу по очень широкому спектру направлений устойчивого развития, как во внутреннем периметре для сотрудников, так и во внешнем, оказывая существенное влияние на клиентов, регионы присутствия и страну в целом. Из наиболее значимых достижений можно отметить крупнейший в России портфель ответственного финансирования, который превысил 3,9 трлн рублей, а также достижение нашей платформы «Сберегаем Вместе» (навигатор по «зеленому образу жизни»), где уже более 3 млн уникальных пользователей. Более детально с результатами можно ознакомиться в нашем годовом отчете.
Какие рекомендации Вы можете дать компаниям, которые только планируют пройти оценку по Стандарту общественного капитала? Многие компании занимают осторожную позицию в части сбора нефинансовых данных, дожидаясь появления обязательных требований или дополнительных преференций для подготовки такой отчетности. Однако процесс выстраивания отчетности внутри компании занимает существенное время – более года. Учитывая, что проекты Стандарта общественного капитала и перечень показателей уже публично доступны, рекомендую не ждать, а начинать готовиться.