Владимир Петраков: «Общественный капитал - это не показатели в отчетах, а реальные изменения в жизни людей»
О том, почему Правительство Москвы совместно с Агентством стратегических инициатив выступило учредителем оператора АНО «Общественный капитал», как разрабатывалась методология Стандарта и какие преимущества получат компании, соответствующие его критериям, рассказал Заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Владимир Петраков.

В мае 2024 года Агентство стратегических инициатив представило Президенту России Владимиру Путину Стандарт общественного капитала бизнеса. Почему возникла необходимость оценивать общественный капитал бизнеса?

Разработка Стандарта общественного капитала бизнеса стала важным и логичным шагом для нашего государства. Многие крупные компании, сотрудничавшие с западными партнерами, ежегодно формировали нефинансовую отчетность по зарубежным критериям. Но, как известно, в последние годы геополитическая ситуация кардинально изменилась. Это отразилось и на всех процессах, происходящих в нашей экономике, в частности, началась реализация проектов по импортозамещению. В условиях новых реалий международные системы оценки потеряли свою актуальность и назрела необходимость создания отечественной системы, которая бы учитывала специфику российского рынка и соответствовала национальным целям.
Раньше в России также существовали различные рейтинги и индексы, но Стандарт является метрикой сравнения степени вовлеченности бизнеса в социальные и экологические инициативы.

Владимир Александрович, по поручению Президента была учреждена АНО «Общественный капитал». Почему Правительство Москвы приняло решение выступить соучредителем оператора Стандарта совместно с Агентством стратегических инициатив?

У Москвы есть очень серьезная и успешная практика в этом направлении. С 2019 года столица принимала участие в пилотном проекте «Территориальный подход в достижении Целей устойчивого развития» Организации экономического сотрудничества и развития, в состав которой входит 38 государств. Одним из значимых итогов этого сотрудничества стал отчет Центра ОЭСР, в котором подробно изложены достижения Москвы. В частности, в документе отражены инициативы, направленные на улучшение качества жизни горожан, защиту окружающей среды и развитие социальной инфраструктуры.
В 2024 году столица была удостоена Всемирной премии инноваций (World Innovation Award) в номинации «Устойчивые города и сообщества».
В настоящее время в Москве реализуется 13 социально ориентированных государственных программ, и каждая из них включает различные инициативы в сфере общественного капитала.
Одним из ключевых стал проект «ESG-статус Правительства Москвы», который закрепил за столицей статус центра по формированию и продвижению повестки устойчивого развития. Считаю, что этот опыт может быть полезным для реализации такого важного федерального проекта как Стандарт общественного капитала бизнеса.

На Ваш взгляд, что такое общественный капитал?

Стандарт разрабатывался в первую очередь как инструмент оценки вклада бизнеса в социальные, экологические и другие инициативы государства. Поэтому можно сказать, что общественный капитал отражает взаимоотношения компании со своими сотрудниками, с жителями региона, в котором она ведет свою деятельность, и с представителями власти. Это не показатели в отчетах, а реальные изменения в жизни людей, своего рода доверие, которое компания заслужила благодаря активной позиции в реализации национальных целей развития. Если она, например, помогла городу благоустроить сквер, построить школу, приобрести оборудование для местной больницы или сделала какое-либо другое общественно полезное действие – это все и является составляющими общественного капитала.

Участие в разработке Стандарта общественного капитала принимали различные деловые объединения, рейтинговые агентства и представители бизнеса. Как это повлияло на формирование Стандарта в его окончательном варианте?

Возможность услышать разные точки зрения – это тот путь, который позволяет достичь наилучшего результата. В феврале и марте текущего года мы провели серию семинаров с представителями бизнеса, деловых сообществ, рейтинговых агентств. В обсуждении были задействованы эксперты из Деловой России, ОПОРЫ РОССИИ, РСПП, ТПП, компаний Эн+, Х5 Group, Вкусно – и точка, Сбер, Банка Центр-Инвест и других. Активное участие в диалоге принимали и представители Минэкономразвития. Экспертиза коллег из Агентства стратегических инициатив также оказала значительное влияние на качество Стандарта общественного капитала. Мы постарались максимально учесть все полученные рекомендации.

На какие меры поддержки смогут рассчитывать компании, которые пройдут оценку по Стандарту общественного капитала?

Для организаций, подтвердивших соответствие Стандарту, будут предусмотрены меры поддержки финансового и нефинансового характера. Сейчас Стандарт представлен в четырех вариантах, адаптированных как для крупного бизнеса, так и для МСП.
Каждая компания сможет выбрать подходящий уровень прохождения оценки – базовый или полный. Для малых и средних предприятий полный перечень показателей включает 44 критерия, а базовый состоит из 35. Крупный бизнес будет оцениваться по 85 параметрам в полной версии и по 44 в базовой.
От того, по какому набору показателей компания пройдет верификацию, будет зависеть и объем доступных ей мер поддержки. В случае выбора базового уровня компании смогут получить нефинансовые преференции, такие как участие в форумах и выставках, а также доступ к информационной поддержке.
Максимальный пакет предполагается предоставлять только организациям, успешно прошедшим оценку по полному перечню показателей. Сейчас эти меры поддержки разрабатываются совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Может ли Стандарт общественного капитала оказать положительное влияние на взаимоотношения власти, бизнеса и жителей регионов?

Безусловно может, ведь активное участие бизнеса в социальных проектах и программах значительно улучшает качество жизни граждан и способствует более эффективной реализации социальных функций государства.
Когда компании инвестируют в инициативы, направленные на удовлетворение потребностей граждан, например, в сфере образования или здравоохранения, они тем самым укрепляют доверие к себе со стороны жителей тех территорий, на которых они ведут свою деятельность.
Кроме того, многочисленные исследования подтверждают, что социально ориентированный бизнес не только вызывает доверие у потребителей, но и демонстрирует более высокую эффективность.
Made on
Tilda